Психология отношений

Троечники всегда успешнее отличников?

Уже давно пишут и говорят о том, что хорошая успеваемость в школе – это далеко не гарантия успешности во взрослой жизни. Более того, есть даже утверждения, что троечники и двоечники намного успешнее тех, кто учился в школе на 4 и 5. И эти утверждения поддерживают известные психологи, например, Бенджамин Харди. Так ли это? Давайте разбираться.

Психолог пишет, что с конца XVIII века целью среднего образования было воспитание послушных работников. Индустрия развивалась, и большим корпорациям требовались люди, которые бы безропотно выполняли свои обязанности и не задавали лишних вопросов. Вся система образования старалась стандартизировать студентов, подогнать их под единый, «удобный» шаблон. И, хотя за это время многое изменилось, система образования осталась прежней.

По теории Харди именно троечники не вписываются в эту систему, не воспринимают ее, не желают с ней считаться, поэтому добиваются в жизни гораздо большего, чем отличники, которым удобнее «плыть по течению». Они никогда не будут жить чужим умом, наоборот, всегда выстраивают свою систему приоритетов, ставят себе цели и движутся к их достижению. Также троечники никогда не станут учиться, чтобы впечатлить другого человека, а именно преподавателя, так как они не уверены, что учителя гарантируют им успех в жизни.

Часто для отличников самое главное в жизни – это хорошие отметки, тогда как троечники понимают, что не стоит тратить время в погоне за успеваемостью, лучше начать воплощать в жизнь свои мечты, не дожидаясь окончания школы. К тому же троечники более приспособлены к жизни, так как они хорошо понимают свои возможности, добиваются всего путем проб и ошибок. В отличие от них отличники чувствуют себя уверенно только в школе, где ищут защищенности в хороших отметках. Троечники могут в чем-то не разбираться, но зато они могут собрать вокруг себя помощников, которые легко справятся с поставленными задачами.

Логика в данных рассуждениях есть, однако говорить о том, что троечники всегда будут успешнее отличников, было бы неправильно. Это подтверждают и исследования.

Отличники не менее успешны троечников
Лидерские качества, оригинальное мышление – это хорошо, однако всегда ценились и ценятся специалисты, которые разбираются в своем деле, обладают хорошими знаниями. Поэтому сейчас и бывшие отличники успешно добиваются поставленных целей, и в зрелом возрасте получают удовольствие от своей работы.

Группа ученых из Москвы провела исследования и установила, что времена успешных троечников остались позади, это в 90-е годы половина владельцев бизнеса были троечниками. Позже цифры поменялись. Если верить статистике, в 2010 году около 56% владельцев своего бизнеса или же топ-менеджеров были когда-то хорошистами, а 22% — отличниками, то есть большинство успешных людей все же учились хорошо.

Эти же ученые доказали, что отличники не менее самостоятельны, чем их ровесники-троечники, то есть сами выбирают подходящий ВУЗ, могут жить в другом городе, а не привязаны к родителям, как уверены многие. Но отношение к ним как было, так часто и остается негативным: даже в лучших школах отличников недолюбливают, и не важно, являются ли они «зубрилами» или же одаренными людьми.

Многие великие люди были троечниками
Еще один убедительный аргумент – многие великие люди были троечниками, например, Альберт Эйнштейн, и это не мешало им стать гениями. Так ли это?

1. А.С. Пушкин. Если изучить ведомости Царскосельского лицея, то можно увидеть, что по успеваемости он был предпоследним. Как же так, человек, который так плохо учился, стал самым известным у нас поэтом? А на самом деле, все объясняется очень просто. Пушкин учился в лицее, который сейчас назвали бы элитным, это была лучшая школа России. Ее выпускники ценились не только у себя на родине, но и в Европе. Там преподавали учителя с опытом работы в Сорбонне и Кембридже, ученики изучали не только основные науки, но и военное дело, логику, статистику, учили наизусть древнегреческие и древнеримские поэмы, знали 4 языка и так далее. Поэтому даже отстающий ученик обладал огромными знаниями, если сравнивать с выпускниками других школ.

2. Альберт Эйнштейн. Его друзья и педагоги вспоминали, что Альберт Эйнштейн учился так плохо, что его не раз хотели оставить на второй год. Однако сейчас появились другие сведения. Да, он не был в числе первых учеников и не любил школу. Но ему не нравилась сама система образования: «зубрежка», отношение учителей к ученикам, все это вызывало у него неприятие, а не сами знания, он часто спорил с преподавателями. Однако мальчик был очень способным (развить его способности помог дядя, Якоб Эйнштейн). Он интересовался только точными науками и по ним был лучшим в классе. Миф о том, что Эйнштейн был двоечником, появился из-за ошибки одного из биографов гения, который спутал две системы оценки – швейцарскую и немецкую. В 17 лет Альберт Эйнштейн получал неплохие отметки, а по алгебре, физике, геометрии – высшие баллы, тяжело ему давался только французский язык, но Эйнштейн и прославился не как знаток языков.

3. Томас Эдисон. Выдающийся изобретатель, который получил более 4 тыс. патентов, благодаря ему появилась знаменитая лампа накаливания. Имя этого изобретателя тоже стоит в списке троечников, которые, тем не менее, смогли прославиться на весь мир. Действительно, будущий гений проучился всего 3 месяца, после чего его отправили на домашнее обучение, признав его «ограниченным». Однако мальчик плохо учился потому, что переболел скарлатиной, из-за чего у него начались проблемы со слухом. Именно этой особенностью объяснялись его плохие отметки, да и педагоги не пытались найти общий язык с ребенком, вместо этого называли его «безмозглым тупицей». Образованием мальчика занялась мать, которая тоже работала учительницей. И она успешно справилась с поставленной задачей.

Если покопаться в биографии любого знаменитого «троечника», можно обнаружить, что все они отнюдь не отлынивали от учебы, а потом смогли добиться огромных высот сами по себе. Каждая история – это рассказ о том, как человек хотел учиться, сталкивался с трудностями на своем пути, преодолевал их и достигал результатов. Конечно, оценки и красные дипломы сами по себе не так много значат, но если за ними стоят знания, упорство и желание познавать новое, то такие люди не могут не добиться успеха.