Советы для мам

Особенности формирования лексикона детей от начала до конца ХХ века

У детей начала ХХ века часто встречаются названия игрушек (животных). В основном это плюшевый мишка или зайка, реже котик или собачка. А вот в лексиконе современных детей «отдел» с животными представлен намного шире: прежде всего дети называют животных и птиц, которых они видят чаще всего (котики, собачки, курочки и т.д.). А также дети активно употребляют в речи названия животных, которых они могли видеть в книгах и мультфильмах (лиса, волк, белка, медведь, лось, ежик, утка, павлин, бегемот, кенгуру, панда, аист т. д.). А еще в активном словарном запасе современных детей присутствуют названия многих сказочных или экзотических животных – драконы, Крош, Нюша, Копатыч (из м.ф. Смешарики) и т. д. На лексикон современных детей наложили свой отпечаток творения таких знаменитых детски писателей, как стихи Агнии Барто для детей и Корней Чуковский, чьи стишки стали любимыми для многих современных детишек.

Основной начальный состав детского лексикона составляют определения, вызванные необходимостью как-то обозначить явления и понятия окружающего мира.

В 1926 году Центральный Педагогический институт Ленинграда распространил инициативу под названием «систематическое и всестороннее изучение развивающейся природы ребенка», в рамках которой родителей убеждали в необходимости изучать поведение и развитие своих детей. Впоследствии было выпущено пособие «Словарь русского ребенка». В основу книги легли дневники родительских наблюдений за собственными детьми. Это десять словарей детей, родившихся в период с 1904 по 1919 годы в семьях-представителях интеллигенции. В большинстве своем это были наблюдения за детьми семей учителей и врачей, которые жили в разных российских губерниях.

При сравнении записей словарей тех лет с записями словарей современных малышей можно увидеть, что активный словарный запас детей одного возраста практически одинаков и стабилен. Первые слова, сказанные малышами, являются идентичными в разные времена и обусловлены необходимостью обозначения самых главных смыслов: мама и папа, бабушка и дедушка, дядя и тетя, кися и собака, другие животные и птицы из ближайшего окружения. А также такие каждодневные действия, как кушать и пить, гулять, спать, вода и молоко, грязь, мусор, малыш, названия первых игрушек, качественные и ассоциативные ощущения (горячий, холодный, сладкий, соленый, горький), цвета радуги, названия цветов, свет, бутылочка, соска, дыра, палка, мячик и т. д. Эти смыслы могут выражаться разными языковыми единицами. И все-таки интересно, каковы различия в первых словах детей, родившихся в начале ХХ века и у современных детишек?

В начале прошлого века у восьми детей из десяти в активном словарном запасе присутствовало слово «няня», а у современных детей такое понятие отсутствует. Объясняется это просто: в начале прошлого века в большинстве случаев воспитанием детей занимались няни. А в наше время, если родители и пользуются услугами няни, то дети своих нянь называют просто по имени. В словарях детей начала века только у двоих из десяти исследованных присутствовали слова, обозначающие разные виды транспорта. А вот в словариках современных малышей, особенно мальчиков, можно найти большое количество слов-названий различных транспортных средств (трактор, автобус, самолет, ракета, а также название марок различных машин, особенно иностранных). В словарях наших детей присутствует коляска и телефон, или мобилка, но нет слова «самовар», характерного для большинства детей прошлого.

В начальных лексиконах детей ХХ века странным выглядит тот факт, что в сравнение с лексиконом современных детей у них очень мало названий животных. Это, скорее всего, объясняется тем, что в те времена дети часто встречались с домашними животными, и в их словарях распространены собака и кошка, лошадь и корова; гораздо реже можно встретить слова кабан или свинья, коза или овца.